Любит — не любит, плюнет — поцелует, к сердцу прижмет — к черту пошлет…

16 мая 2017 года состоялось заседание Санкт-Петербургской избирательной комиссии, на котором было принято знаковое решение: спустя 8 месяцев после дня голосования 18 сентября 2016 года был освобожден от должности председатель Территориальной комиссии № 3 Юрий Шепелев на основании неудовлетворительной работы при подготовке и проведении выборов 2016 года и при взаимодействии с вышестоящими и нижестоящими избирательными комиссиями.

Заседание СПбИК, на котором был освобожден от должности председатель ТИК № 3 Юрий Шепелев

Прежде чем рассказать о том, как проходило заседание СПбИК, имеет смысл восстановить предшествующие ему события, связанные с проведением выборов 18 сентября 2016 года на территории Кировского района.

18 сентября 2016 года, день голосования: корреспондент «Фонтанки» Денис Коротков притворяется «карусельщиком» и незаконно получает в УИК № 616 бюллетени по особой наклейке в паспорте, вскрывая схему каруселей на территории Кировского района. В УИК № 616 отправлен член ТИК № 3 Даниил Любаров для выяснения обстоятельств.

30 сентября 2016 года, заседание Территориальной комиссии № 3: комиссия принимает решение о прекращении полномочий председателя УИК № 616 Ирины Соколовой и о невыплате ей вознаграждения, а также удовлетворяет заявления о сложении полномочий 9 членов УИК № 616.

19 октября 2016 года: председатель ТИК № 3 Юрий Шепелев направляет заявление по ситуации в УИК № 616 в Следственный комитет.

28 октября 2016 года: заместитель председателя СПбИК Надежда Лебедева направляет письмо за № 01-12/3175и члену ТИК № 3 с правом совещательного голоса Виктории Климшиной, в котором сообщает о том, что Территориальная избирательная комиссия № 3 оперативно предприняла все необходимые действия в пределах своих полномочий для пресечения нарушений в УИК № 616 и что результаты выборов в Государственную Думу и в Законодательное собрание Санкт-Петербурга установлены и выборы признаны состоявшимися.

***

28 октября 2016 года начало мая 2017 года: работа судов, Следственного комитета и прокуратуры, не давшая никаких ощутимых результатов. Суд признает бездействие Следственного комитета незаконным. Работает инициативная группа волонтеров, которая обнаруживает по видеозаписям более сотни карусельщиков, изготавливает альбом с их фотографиями и таблицей перемещений, сообщения об этом появляются в прессе и социальных сетях.

***

Начало мая 2017 года: председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктор Панкевич проходит трехдневное обучение по программе ЦИК России по программе «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации».

4 мая 2017 года: председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктор Панкевич издает распоряжение № 18-рп о создании рабочей группы в составе членов СПбИК Надежды Лебедевой (руководитель) и Марины Ждановой, сотрудников аппарата СПбИК Олега Зацепы, Елены Марес (?), Андрея Щукина, Ярославы Коваль и председателя ТИК № 27 Ларисы Ющенко для проведения проверки деятельности ТИК № 3 при подготовке и проведении выборов 18 сентября 2016 года.

11 мая 2017 года: рабочая группа вызывает Юрия Шепелева в СПбИК на заседание, где, по словам Надежды Лебедевой, он отказывается давать объяснения, а по словам Юрия Шепелева, его принуждают к написанию заявления о сложении полномочий председателя ТИК № 3 задним числом.

15 мая, заседания ТИК № 3 и ТИК № 7: ТИК № 3 принимает решение о прекращении полномочий 11 председателей УИК, замеченных в организации каруселей, и о создании рабочей группы для выяснения причастности членов указанных УИК к этой деятельности, ТИК № 7 прекращает полномочия 14 председателей УИК за неявку на обязательное обучение.

16 мая 2017 года, заседание СПбИК: в отсутствии Юрия Шепелева, находящегося на больничном, 8 голосами «за» (Виктор Панкевич, Надежда Лебедева, Наталия Кондратенко, Марина Жданова, Нина Шубина, Наргис Ахадова, Дмитрий Краснянский, Татьяна Смирнова) при 4 голосах «против» (Ольга Покровская, Михаил Воронков, Павел Липский, Владимир Семенов) и одном воздержавшемся (Юрий Карасев) СПбИК признает работу Юрия Шепелева при подготовке и проведении выборов 18 сентября 2016 года неудовлетворительной и принимает решение об освобождении его от должности председателя ТИК № 3.

***

Теперь немного подробнее о самом заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии, состоявшемся 16 мая 2017 года.

Проект решения и возражения

Надежда Лебедева зачитала проект решения об освобождении Юрия Шепелева от должности председателя ТИК № 3, после чего выступила заместитель председателя этой ТИК Марина Попова. Она рассказала о том, что существующее законодательство не предоставляет никаких оснований для взаимодействия территориальной комиссии с нижестоящими комиссиями в межвыборный период и даже предположила, что члены УИК могли быть за это время «перевербованы». Также Марина Попова сообщила о том, что отладка КОИБ на территории МО Автово происходила вплоть до 4 утра 18 сентября 2016 года, что затруднило работу участковых комиссий в день голосования, и выразила удивление, что о проверке деятельности ТИК № 3 не был уведомлен ни один член комиссии. В заключение она попросила членов СПбИК отложить решение вопроса о прекращении полномочий Юрия Шепелева до его выхода с больничного.

Кто, собственно, принимал решение и когда?

Слово взял член СПбИК Владимир Семенов и задал вопрос о том, кто конкретно проводил проверку и какие конкретно нарушения были выявлены. Надежда Лебедева сообщила состав рабочей группы и рассказала о том, что на самом деле группа начала работать с сентября 2016 года на основании протокольного решения СПбИК о проверке работы ТИК № 1 и ТИК № 3 и еще в октябре  проинформировала СПбИК о выявленных нарушениях, но в связи с обжалованием в судах свою работу приостановила. Теперь же, после окончания судов, работа рабочей группы была возобновлена, и председатель ТИК № 3 был приглашен для повторного обсуждения нарушений, которые ранее уже были предметом рассмотрения.

Какие были нарушения?

Что же касается конкретных нарушений, то предметом рассмотрения рабочей группы были 1) ситуация с каруселью, организованной в УИК № 616, и привлечением к выдаче бюллетеней гражданке Украины; 2) аналогичные нарушения в иных УИК при выдаче бюллетеней; 3) ненадлежащее взаимодействие с участковыми комиссиями при использовании ими КОИБов для составления протоколов. Надежда Лебедева сообщила, что Юрий Шепелев отказался давать пояснения по всем указанным вопросам и рабочая группа не смогла дальше продолжать свою работу, после чего подготовила свое заключение и на его основании проект решения.

Владимир Семенов резонно заметил, что подобные же нарушения были во всем Кировском районе и в ТИК № 7 буквально вчера также были сняты 14 председателей УИК, и задал вопрос, почему же тогда Михаила Левина не освобождают от должности.

Надежда Лебедева отметила, что нарушения могли иметь место по всему округу по выборам в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, куда в том числе входит и территория ТИК № 7, но в ТИК № 3 они носили системный характер, и напомнила об июльском письме Эллы Памфиловой, в котором она просила обратить особое внимание на работу пяти ТИК, и ТИК № 3 была в их числе.

Михаил Воронков попросил объяснить, какие именно нарушения были в УИК № 616, а также перечислить номера иных УИК, упомянутых в заключении рабочей группы. Виктор Панкевич объяснил, что городская комиссия прикрывать никого не будет, но номеров УИК Михаилу Воронкову так и не назвал, зато сообщил, что по ситуации с УИК № 616 у СПбИК нет никаких доказательств.

И опять о том, кто принимал решение

Ольга Покровская поинтересовалась, почему вместо рабочей группы СПбИК по жалобам и рабочей группы по персональным составам ТИК, созданных решением СПбИК, причем в обе рабочие группы сама Ольга Покровская входит, вопрос об отстранении председателя ТИК № 3 рассматривала рабочая группа аппарата, созданная распоряжением председателя СПбИК, и почему никто не уведомил ее о том, что такая работа проводится:

Мне надоела эта ситуация, она, как вы говорите, носит системный характер, когда какие-то сложные вопросы, сложные, конфликтные и очень важные для нашей будущей работы и для того, как будут организованы выборы в нашем городе, когда эти вопросы рассматриваются где-то в недрах аппарата, а мы об этом узнаем только на заседаниях комиссии, когда нам дают проекты решений, немотивированные, прошу заметить. Проект решения не мотивирован!

Виктор Панкевич пояснил, что открытое и прозрачное обсуждение происходит здесь, сейчас, на комиссии, но на вопрос Ольги Покровской так и не ответил. Зато на него ответила Надежда Лебедева, сообщив, что рабочая группа комиссии по жалобам уже работала в сентябре-октябре, провела два заседания и доложила тогда же о своей работе.

То, что касается вопросов, связанных почему рабочая группа. Рабочая группа для подготовки вопросов для рассмотрения на заседании комиссии, в соответствии с нашим регламентом, может формироваться в рамках компетенции председателя.

Далее Надежда Лебедева пересказала краткие ответы Юрия Шепелева в стиле «ничего не знаю» на три вопроса, которые были поставлены перед ним на заседании рабочей группы, отметив, что коллеги не дадут ей соврать.

Юрий Карасев напомнил о том, что осенью 2016 года СПбИК действительно приняла протокольное поручение о создании рабочей группы по Нечаевой и Шепелеву и поддержал позицию Ольги Покровской. Также он провел аналогию между сегодняшней ситуацией и снятием председатели ТИК № 9 Пеленко в 2012 году, но в том случае рабочая группа представила аргументированное заключение:

Конечно, постановление не мотивировано, и это у меня как у юриста вызывает некоторый негатив.

На помощь был призван руководитель юридического управления СПбИК Олег Зацепа, который пояснил, что у СПбИК имеются полномочия по прекращению полномочий председателей территориальных комиссий по открытому перечню оснований, а сами основания содержатся в уже прозвучавшем докладе Надежды Лебедевой.

Член СПбИК с правом совещательного голоса Алексей Березин обратил внимание на то, что в самом проекте решения содержится ссылка на некое заключение рабочей группы, которое вопреки регламенту не только не представлено до заседания всем членам СПбИК, но даже не оглашено.

Затем в защиту Юрия Шепелева выступил депутат МО Автово Илья Шмаков, который подтвердил, что муниципальные выборы 2016 года прошли безукоризненно, что также является заслугой ТИК № 3, и снимать с должности человека, который находится на больничном и даже не имеет возможности ответить, нельзя.

Что же написано в заключении?

Виктор Панкевич предложил проголосовать, но Алексей Березин напомнил о своей просьбе все-таки зачитать заключение рабочей группы. Надежда Лебедева зачитала его скороговоркой и с сокращениями, в тексте заключения перечислялись сведения из СМИ об организованных в УИК Кировского района каруселях, документально подтвержденных только в УИК № 616:

Сам факт допуска постороннего лица к выдаче избирательных бюллетеней свидетельствует о ненадлежащем осуществлении председателем ТИК № 3 полномочий по организации и контролю деятельности нижестоящих участковых комиссий.

Внимательно выслушав заключение, Михаил Воронков сделал следующий вывод:

Я так понял, Шепелев хлопнул дверью, и на этом основании мы его сейчас освобождаем от должности. Где факты? Где факты?! Кто-то чего-то сказал…

Может быть, мы все-таки займемся самими нарушениями?

Предпоследним выступающим был Даниил Любаров, член ТИК № 3, который представил комиссии фотоматериалы, свидетельствующие об организации каруселей на территориях ТИК № 3 и ТИК № 7, напомнил о том, что накануне его комиссия приняла решение о создании рабочей группы по выявлению причастности членов УИК к каруселям, о важности этой работы перед выборами 2018 года и перед предстоящим формированием новых участковых комиссий и предложил отложить вопрос об освобождении Юрия Шепелева от должности до тех пор, пока работа по выявлению нарушений не будет закончена. Даниил Любаров выразил надежду на то, что квалифицированные специалисты Санкт-Петербургской избирательной комиссии примут участие в выяснении непростого вопроса о том, какие же именно члены УИК выдавали бюллетени карусельщикам.

…Чтобы все члены УИК, замешанные в этих делах, больше никогда в жизни не попали бы в число членов Санкт-Петербургских участковых избирательных комиссий.

Далее Даниил Любаров рассказал об обращениях ТИК № 3 в правоохранительные органы и о неэффективности их работы, также он упомянул о том, что еще в конце октября Надежда Лебедева направила члену ТИК с правом совещательного голоса Виктории Климшиной ответ, в котором написано об оперативной и компетентной реакции со стороны ТИК № 3 на информацию о нарушениях.

О роли Санкт-Петербургской избирательной комиссии

Даниила Любарова поддержала Ольга Покровская:

Я полагаю, что наша с вами задача состоит не в том, чтобы снять председателя, а разобраться в этой проблеме: почему, кто и как организовал этот процесс. Снятие председателя не только не будет способствовать этому, оно будет препятствовать этому… Я полагаю, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия, которая на прошедших выборах исполняла обязанности окружной комиссии по единому округу по выборам в Законодательное собрание, ровно так же относится к комиссии 616 и ко всем каруселям, как и ТИК 3 относится к УИКам. Мы со своей стороны не приняли никаких мер, давайте называть вещи своими именами, чтобы выяснить вот эти вот основы, привлечь правоохранительные органы и быть настойчивыми в том, чтобы эта проблема была разрешена.

Ольга Покровская предложила возобновить работу рабочей группы по жалобам. Алексей Березин напомнил о том, что в Санкт-Петербурге ни к одной участковой комиссии не были применены меры административной ответственности.

Затем состоялось голосование, и 8 голосами членов СПбИК с правом решающего голоса решение об освобождении от должности председателя ТИК № 3 Юрия Шепелева было принято.

Видеозапись: Дмитрий Наумов