УИК № 616: с глаз долой — из сердца вон
30 сентября 2016 года Территориальная избирательная комиссия № 3 навсегда попрощалась с членами скандально известной УИК № 616, пойманной на предоставлении гражданке другой страны возможности работать в комиссии и на выдаче ею бюллетеней за другого избирателя.
Все члены УИК № 616, кроме троих не принимавших участия в работе комиссии в день голосования 18 сентября 2016 года (Валентина Карпова от КПРФ, Лилия Эпштейн от СР и Надежда Журомская от «Яблока»), написали заявление в ТИК о досрочном сложении полномочий, и решением ТИК все эти заявления были удовлетворены.
Вот имена бывших членов УИК № 616, которые в самом скором времени будут вычеркнуты из состава избирательной комиссии и даже из ее резерва: бывший председатель УИК Ирина Соколова (отстранена от должности 20 сентября 2016 года), заместитель председателя Наталья Яроцкая, секретарь УИК Наталья Лебедева, члены УИК Светлана Алексеева, Александр Бокановский, Татьяна Коновалова, Елена Осипова, Мтвариса Цурцумия, Галина Чернецкая.
Более того, два ранее снятых председателя — Ирина Соколова (УИК № 616) и Александр Маликов (УИК № 612), несмотря на особое мнение секретаря ТИК № 3 Елены Ахиловой, по решению ТИК № 3 не получат вознаграждения за свою работу во время избирательной кампании 2016 года. В УИК № 612, согласно жалобе, поступившей в ТИК, были отмечены грубейшие нарушения подсчета голосов: недопуск большинства членов УИК с правом решающего голоса к подсчету бюллетеней, «сортировка» бюллетеней без учета галочек, поставленных избирателями, и другие.
Интересно, что обе участковые комиссии «отличились» еще на выборах 2014 года: тогда в УИК № 616 в стационарных урнах обнаружилось на 215 бюллетеней по губернаторским выборам больше, чем было выдано избирателям, а в УИК № 612 — на 100 бюллетеней больше. Работавшая на выборах 2014 года председателем УИК № 616 Наталья Лебедева в 2016 году стала секретарем УИК, а работавшая на выборах 2014 года председателем УИК № 612 Мария Лебедева — заместителем председателя. Но, как мы видим, от перестановки слагаемых итоговая сумма не изменилась.
Стоит отметить, что обе участковые комиссии находятся на территории муниципального образования Княжево — единственного муниципального образования территории ТИК № 3, которое по решению Законодательного собрания Санкт-Петербурга оказалось в избирательном округе № 17. То есть жители Княжево, в отличие от избирателей из Нарвского округа, Морских ворот и Автово, на выборах по одномандатным округам в Законодательное собрание голосовали совсем за других кандидатов, а итоги их голосования подводила окружная комиссия округа № 17, полномочия которой были возложены на ТИК № 7.
И тем не менее и УИК № 612, и УИК № 616 находятся на территории, подведомственной ТИК № 3. К сожалению, разбираться во всем случившемся в этих комиссиях в день голосования ТИК № 3 на своем заседании не стала, даже несмотря на то, что член ТИК Даниил Любаров 18 сентября был направлен в УИК № 616 и наверняка мог рассказать комиссии подробности. Члены оскандалившихся УИК не были вызваны на заседание вышестоящей комиссии, а вместо них на столе молча лежали заявления о сложении полномочий.
Председатель ТИК № 3 Юрий Шепелев внес на обсуждение проект решения об обращении в следственный отдел Следственного комитета по Кировскому району «О привлечении к уголовной ответственности виновных лиц в случае, если будет выявлен состав преступления». Разногласия возникли по вопросам о том, называть ли в обращении ТИК в Следственный комитет конкретных членов УИК № 616 и давать ли собственную оценку произошедшему.
Сторонники конкретизации формулировок говорили о том, что следственные органы не являются специалистами в избирательном законодательстве и вышестоящая избирательная комиссия сама должна в преамбуле обращения указать на факты нарушения закона, противники же утверждали, что компетентные органы сами во всем разберутся и им следует доверять.
Точной формулировки итогового решения услышать не удалось, член ТИК Олег Гузенков даже честно признался, что он не понял, за что предлагается голосовать. «Решение принято, а формулировку мы доработаем», — завершил обсуждение Юрий Шепелев и закрыл заседание.