Элла Памфилова об исполнении ИКМО в Петербурге судебных решений: лукавство и издевательство
20 мая 2020 года состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в повестку дня заседания которого был внепланово, по предложению председателя ЦИК РФ Эллы Памфиловой, внесен вопрос о ситуации с исполнением судебных решений избирательными комиссиями Санкт-Петербурга. Предлагаем вам ознакомиться с мнениями, высказанными при рассмотрении этого вопроса на заседании ЦИК РФ.
Элла Памфилова, председатель ЦИК РФ: Речь идет о неисполнении судебных решений, касающихся выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований города Санкт-Петербурга.
Я уже в начале заседания сказала о том, что у нас зависло все, что связано с ситуацией… с нашим намерением кардинально оздоровить избирательную систему города Санкт-Петербурга. К сожалению то, что мы намечали сделать в марте, пришлось отложить по объективным обстоятельствам. Но это не значит, что мы это спустили на тормоза и сняли с контроля. Нет.
Сегодня, конечно, мы не будем рассматривать в комплексе все отчеты, все ответы, все аспекты наших предыдущих постановлений, как они выполнялись. Но есть несколько вопросов, по крайней мере два, которые требуют нашей неотложной оценки и на что надо сейчас немедленно обратить внимание.
Первый вопрос, который сегодня не будет отражаться в нашем решении — я просто хочу его озвучить и хочу предупредить комиссию города Санкт-Петербурга. В свое время мы пошли… наша была инициатива, в целях оздоровления избирательных процессов и системы в городе Санкт-Петербурге, исходя из тех безобразий, которые уже перманентно, хронически происходили на муниципальных выборах — нас было решение изменить, провести реформу, были даны все правовые основания, законодательные, организационные, дополнительные средства выделил городской бюджет на формирование дополнительных территориальных избирательных комиссий. И мы рассчитывали, что это поможет направить полномочия (по видимости, речь идет о полномочиях ИКМО — ред.) в территориальные избирательные комиссии. Но как вы помните, я об этом не раз заявляла, что не надо менять «шило на мыло» если качество формирования и дальнейшей деятельности территориальных избирательных комиссий будет мало чем отличаться от так называемых муниципальных избирательных комиссий, с качеством работы которых мы с вами столкнулись в самом худшем варианте, который вообще может быть. Одиозном варианте по целому ряду этих комиссий.
К сожалению, тот шанс, который Центральная избирательная комиссия дала нашим коллегам — городской избирательной комиссии города Санкт-Петербурга — по формированию территориальных избирательных комиссий нового качества, которые бы отвечали тем требованиям и тем запросам граждан, избирателей, живущих в городе Санкт-Петербурге, которые были бы направлены на оздоровление всей избирательной системы, повышение доверия со стороны потенциальных избирателей, жителей города Санкт-Петербурга, к итогам, к процессу выборов. К сожалению, вот этот шанс, на мой взгляд (не только на мой — я думаю, что Николай Иванович, как куратор, если захочет — скажет по этому поводу) — вот он не использован, мягко говоря, просто по целому ряду направлений — провален. Мы сейчас понаблюдали: ну, посмотрим, что выйдет из этого. Наши коллеги решили, что ЦИКу не до того, тут одно-второе-третье, и под шумок идет процесс формирования комиссий таким образом, что некоторый из них превращаются в некий «отстойник», пристравание людей, близких кому-то… извините, какому-либо чиновнику, какой-либо стороне, которые мало пригодны — я грубо скажу — к тем задачам, которые ставятся. Более того, неоднократно нами декларировалось, и нас наш коллега Виктор Александрович Миненко тут клятвенно заверял в том, что ни один человек, член комиссии, который ранее участвовал в работе комиссии, который ранее замечен в нарушениях, не будет рекомендован и не окажется в составах этих территориальных комиссий.
И что мы видим? Помимо того, что туда сейчас назначаются люди далекие и непригодные к исполнению этих задач по целому ряду аспектов, просто их пристраивают — наглым образом, демонстративно! — так еще… У нас появляется целый список людей, которые себя уже дискредитировали, в предыдущих кампаниях избирательных. Я прямо несколько фамилий назову. У меня перечень довольно серьезный…
Наше рассмотрение в комплексе того, что происходит в Санкт-Петербурге — оно просто откладывается, и сейчас будет зависеть от того, когда будет общероссийское голосование — скорее всего, после него. Оно никуда не уходит. Готовьтесь!
Здесь читать и читать… Еще несколько приведу фамилий.
Волокитин, ТИК № 54, ранее — председатель УИК № 1625. В прошлом году членам УИК с правом совещательного голоса отказывали в реализации их прав, препятствовали ознакомлению с документами, видеосъемке, фотосъемке и так далее. Самое главное — там было зафиксировано массовое неоднократное голосование одних и тех же лиц, не менее 25, так называемая «карусель». Приходько, ТИК № 54 тоже. Дубовская, ТИК № 54 — они решили ТИК № 54 полностью «реабилитировать». Дубовская из того же ТИК № 54, где была эта карусель. Киореско из того же 54-го ТИКа. Ну и так далее — сейчас не хочу просто… список длинный, у нас есть целый ряд обращений, в том числе — Уполномоченного по правам человека. Полностью проигнорировали, пристраивая вот этих непонятных людей, которые, как я понимаю, собираются досиживать там до пенсии, в основном… Ни одного представителя общественных организаций, наблюдательских организаций, которые активно участвовали в процессе, практически нет.
Очень формально подошли и безответственно. Это мое предварительное мнение. Потом, на основе фактов, когда будем рассматривать предметно… Я думаю, что сейчас вот они продолжают формировать комиссии — если в таком же духе будете продолжать… Даже дело не в том, что с нашей стороны вы получите все, что полагается. Вы полностью дискредитируете себя в глазах… Уже полностью, окончательно и бесповоротно в глазах граждан, избирателей города Санкт-Петербурга. Но сегодня мы этот вопрос не рассматриваем. Просто предупреждаю, поскольку сейчас идет формирование этих комиссий.
Теперь по существу того вопроса, ради которого я коллег попросила внести вопрос в повестку дня.
У нас поступил целый ряд обращений, включая обращение Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Обращения выражают глубокую озабоченность и обращают наше внимание на то, что создалась просто беспрецедентная ситуация, когда муниципальные комиссии, имея на руках решения судов, не только не принимают положенные меры по восстановлению нарушенных прав кандидатов, но и придумывают разнообразные ухищрения, каким образом этого избежать. Фактически, ряд муниципальных комиссий при потворстве — подчеркиваю, иного слова, более подходящего, я не найду — при потворстве городской избирательной комиссии Санкт-Петербурга, противопоставляют себя судебной системе. Я сейчас раскрою, почему я применяю это слово: потворство. С одной стороны, комиссия как бы исполняет данные ей поручения Центральной избирательной комиссии, вроде по форме все правильно, а с другой стороны — тех мер действенных, которые бы привели к прекращению этих безобразий — они не принимают.
Пример. Избирательная комиссия муниципального образования № 7 до сих пор не исполнила решение Василеостровского районного суда от 22 ноября… (Прислушайтесь только — от 22 ноября прошлого года! А сейчас у нас что? Май уже!) Которым ей было предписано внести в протоколы участковой комиссии № 114 об итогах голосования, окружной избирательной комиссии № 14 о результатах выборов по этому многомандатному округу. Сначала муниципальная комиссия обжалует это решение в апелляционном порядке. Затем — обращается в суд за разъяснениеми. А потом, ссылаясь на режим самоизоляции членов муниципальной комиссии, никак не может собраться на заседание… — ну, видите, в каменном веке живут, а не в городе Санкт-Петербурге — чтобы принять законное решение. И только вот после целого ряда жалоб господина Старикова и других по всем инстанциям, включая ЦИК, Санкт-Петербургская комиссия — вот лишь буквально вчера — только признает незаконным бездействие ИКМО № 7 (до этого — не было ни видно, ни слышно) в связи с неисполнением судебного решения. Как вы думаете, каким образом? Что она принимает? Она обязывает муниципальную комиссию исполнить указанное решение суда в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения городской комиссии.
То есть, вот вы понимаете, в чем лукавство и в чем издевательство? Совершенно не понятно, почему при столь длительном затягивании муниципальной комиссией исполнения судебного решения до этого момента, Санкт-Петербургская комиссия дает еще целых 10 рабочих дней, т.е. еще 2 недели, на то, чтобы — не просто, чтобы взять и исполнить! — либо исполнить, либо еще там в суд обратиться на расформирование этой комиссии, и так далее, и так далее, и так далее…
Я считаю, что это элементарное потворство. И противопоставление себя судебной системе.
Точно такая же ситуация сложилась по неисполнению ИКМО «Остров Декабристов» решения Василеостровского районного суда от 20 декабря 2019 года. Примечательно, что полномочия этой муниципальной комиссии переданы ТИК № 2. Но теперь и этой комиссии, которая — замечу — формируется не представительным органом, а Санкт-Петербургской комиссией, и ею же назначается ее председатель, приходится на заседании городской комиссии официально разъяснять, что она должна исполнить это судебное решение — или может быть расформирована. И — опять, 10 дней.
По обжалованию результатов выборов депутатов совета муниципального образования Новоизмайловское по многомандатному избирательному округу № 141 происходит вообще, на мой взгляд, безобразие под прикрытием… вот-вот, это потворство Санкт-Петербургской избирательной комиссии, городской. Решение Московского районного суда по этому вопросу вступило в силу еще 13 января… 5 месяцев. Мало того, что ИКМО Новоизмайловское еще 12 февраля неправильно исполнило судебное решение (я так понимаю, что сознательно!), и никаких действенных мер по исправлению этой ситуации до середины апреля Санкт-Петербургской комиссией принято не было, так еще и до сих пор городская комиссия не реагирует так, как следует, на неисполнение ее же решения этой муниципальной комиссией. Это саму себя не уважать, саму себя высекать! Комиссия Санкт-Петербургская уже не раз была в роли унтер-офицерской вдовы, наверное не хватает. Я уже вообще считаю, что это какой-то правовой садо-мазохизм. Еще 16 апреля городская комиссия признала незаконным бездействие ИКМО Новоизмайловское, но обязала эту комиссию привести свои решения в соответствие с судебными решениями в течение 5 рабочих дней. Отмечу, что эти рабочие дни начались только 12 мая, но 18 мая этот срок закончился. Какие действия в этом случае принимает Санкт-Петербургская избирательная комиссия? Какие? По имеющейся у нас информации 18 мая горизбиркомом в адрес ИКМО Новоизмайловская направлен запрос с требованием сообщить об исполнении решения Санкт-Петербургской комиссии от 16 апреля. Ответа на вчерашний день не поступало. То есть, вы знаете, это какой-то ритуальный футбол. Лукавый.
Интересно, скольно она намерена ждать, наша горизбирком? Это — степень уважения к самим себе демонстрирует!
Еще вернусь насчет оздоровления. Это звучит как издевательство: «В целях оздоровления избирательной системы Санкт-Петербурга»… Возвращаюсь к тому, что я в начале сказала, просто у меня здесь справочка — хочу дополнить… «…у нас должно быть сформировано 34 дополнительных территориальных комиссии». Так… сейчас посмотрю, может быть еще что добавить по этому поводу… ну, пожалуй я уже все основное сказала. Мы сейчас внимательно, пристально смотрим что происходит. Мы вернемся к ней когда у нас действительно будет полноценная возможность это сделать. И… все что в нашей компетенции, а там, где не хватит нашей компетенции будем апеллировать к другим инстанциям — в любом случае мы доведем это до ума. У меня складывается такое впечатление — поправьте меня — что, к сожалению, я не говорю уж о законодательной власти, но исполнительная власть недооценивает, пустила на самотек процесс, и никакого участия в оздоровлении избирательной системы города не принимает. Не понимая о том, что в будущем году предстоит серьезная кампания в городе Санкт-Петербурге, и если будет продолжаться то, что продолжается… мне даже трудно представить, какие могут быть результаты и какое отношение, какой уровень доверия к предстоящим выборам, какие результаты могут быть и какое может быть отношение горожан. Какое-то полное равнодушие, пассивность и безответственность. Я бы так это оценила.
Я не включаю сейчас нашего коллегу Виктора Александровича Миненко. Та информация, которую я сейчас дала, она в данном случае не требует самоотчетов и уверений. Мы вернемся к этому позже, поэтому просто сейчас, коллеги, я предлагаю вам выписку из протокола, прошу поддержать. Зачитываю… Единственное, я хотела спросить, Николай Иванович, вы хотите что-то добавить? Да, пожалуйста.
Николай Булаев, заместитель председателя ЦИК РФ: Не могу не высказаться, потому что я формальный куратор региона. Почему формальный? Потому что сложно курировать регион, с руководством избирательной комиссии которого договориться ни о чем невозможно. Ни о чем. Я это не в упрек говорю, я это констатирую как факт. Комиссия, которая не может обеспечить исполнение судебных решений, для меня выглядит как жалкое зрелище. И я в этом зрелище, к сожалению, тоже участвую.
А все что касается формирования комиссий… У меня был детальный разговор с Виктором Александровичем. Он хороший мужик, ему дали карт-бланш на формирование комиссий. Но в данном случае возобладала не государственная точка зрения, а некие личностные интересы. И я могу убедительно показать, как трудоустраиваются «свои» люди на нормальные должности.
Это тоже можно делать. Только вопрос в том, что ТИКи сегодня формируются не на один день. Они формируются на 5 лет. И закладывается очередная бомба, так же как с ИКМО, теперь и через ТИКи, под будущие кампании, на голосования. И когда к власти приходят в избирательной системе непрофессионалы, перед которыми — якобы — ставят какие-то политические задачи… Позволю себе откровенно сказать, что политические задачи можно ставить только перед профессионалами. А все остальные испортят все что можно и подведут вас под судебные многочисленные решения. Потому что они не профессионалы и делать ничего не умеют.
То, что сейчас делается с формированием территориальных избирательных комиссий — я это говорил и не скрываю — это решение своих местячковых интересов под видом того, что «вы же знаете, это же Питер, нужно же всех развести!» Никто никого не разводит, все решают свои проблемы, и все идут на это дистанции, пытаются друг друга обогнать или обмануть. И Виктор Александрович впереди всех в этих разводках участвует.
Виктор Александрович! Я к вам с уважением отношусь. Но вы играете, в данном случае, не в свою игру. Вы думаете — и у нас с вами был разговор на момент назначения — когда я вам сказал, вы сказали: «Все муниципальные главы — да вы что, они все подо мной! Они все всё сделают!». Они все всё сделали! Но не так как вы хотели [грустно усмехается] И теперь вы оправдываетесь, ходите, за то, что они сделали и как они сделали.
И сейчас вы пытаетесь сформировать территориальные комиссии под какое-то свое умозрение. Спросите коллег с других территорий! Председатель территориальной комиссии — это человек на вес золота! А у вас профессионально будет работать, у вас даже не золото, и даже не платина. А вы ставите на эти роли людей, которые никогда не работали в избирательной системе! И вы в Питере их приводите на территориальную комиссию, в которой будет 50, 60 или 70 тысяч избирателей! Вы к чему нас всех готовите? Вы к чему нас всех готовите, можете объяснить?!! Вы мне не смогли объяснить! Вы думаете, что вы сможете ими руководить? Это они вами будут руководить теперь! Они будут вами руководить. А вы будете также пытаться их защитить и не исполнять судебные решения. Это — верх правового бескультурия, верх! Дальше — некуда!
И все это мы видим на протяжении третьего председателя избирательной комиссии субъекта! Ну может когда-нибудь пора исправиться?
Честно говоря, мне стыдно говорить, что я — куратор вот этого региона. Стыдно, потому что не знаешь с кем, не знаешь как и не знаешь о чем ты договорился, и что будет сделано.
Спасибо.
Элла Памфилова: Николай Иванович, большое спасибо. Точнее чем вы сказали — не скажешь. Действительно, мы с вами прекрасно понимаем, что это уже затрагивает и авторитет законодательной и исполнительной власти впрямую. Что руководство города, которое до сих пор не понимает, к чему может привести вот эта непонятная, нечистоплотная игра. Действительно, закладывается бомба под грядущие выборы в 2021 году. Очевидная.
Коллеги, я предлагаю выписку из протокола, сейчас я ее зачитаю. По всему комплексу проблем вернемся, когда будет понятно, когда пройдет общероссийское голосование. В ближайшее время мы, естественно, не можем…
Николай Булаев: Элла Александровна, можно я вас перебью? Извините, пожалуйста. Я не буду называть фамилию — вот пришла СМС-ка. «Пойду во двор стреляться, что я когда-то выступал за мункомиссии… муниципальные комиссии. Ну ведь это очевидно, что система питерская…» ну и далее по тексту. Вот что говорят коллеги в ответ на то, что мы обсуждаем! И они все это видят!
Элла Памфилова: Да все всё видят, все всё понимают! От этого еще более стыдно! Согласна, что стыдно.
Заслушав доклад председателя Памфиловой о неисполнении судебных решений, касающихся результатов… — не буду шапку читать. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:
- Принять к сведению информацию о неисполнении судебных решений, касающихся результатов выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
- Поручить Санкт-Петербургской избирательной комиссии в рамках имеющейся компетенции в срок — внимание! — до 25 мая (даем вам несколько дней) принять все надлежащие меры, направленные на обеспечение исполнения вступивших в законную силу решений судов, касающихся результатов выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальный округ № 7, муниципальный округ Остров Декабристов и муниципальный округ Новоизмайловское.
- Поручить Санкт-Петербургской избирательной комиссии в рамках компетенции в срок до 25 мая 2020 года принять меры, направленные на привлечение к установленной ответственности избирательных комиссий и их должностных лиц, допустивших неисполнение вступивших в законную силу решений судов, касающихся результатов выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии, в том числе направить соответствующие обращения в правоохранительные органы для проведения проверки на предмет наличия в действиях указанных должностных лиц состава преступлений.
- Санкт-Петербургской избирательной комиссии представить [ЦИК] отчет о принятых мерах, указанных в пункте 2 и 3 настоящей выписки из протокола заседания в срок до 27 мая 2020 года.
- Опубликовать настоящую выписку из протокола.
Коллеги, вот такая выписка из протокола. Я прошу поддержать. Ставлю на голосование. Есть ли среди коллег — членов ЦИК те, кто против? … Кто воздержался? … Я так понимаю, что вы меня поддержали. Принято единогласно.
Я вас благодарю, коллеги. Я надеюсь, что Виктор Александрович… Ну, в конце концов, сколько же можно… Сделайте какие-то выводы… Уважать себя заставьте, сами себя уважайте!
Видео: сайт ЦИК РФ