Парламентские выборы в Грузии: Дманиси

8 октября 2016 года прошел первый тур выборов в парламент Грузии. Выбирали представителей по одномандатным округам и партийным спискам. Кое-где были и выборы в местные органы власти. Я в качестве журналиста сетевого издания «Наблюдатели Петербурга» была в компании представителей миссии ЕПДВ — Европейской платформы за демократические выборы. Наш путь лежал на юг Грузии, в район компактного проживания азербайджанцев, в Дманиси.

vybory-v-gruzii-2016-10-08-uspenskaya

Первый участок, который мы посетили, указывается как специализированный для инвалидов-колясочников, но при этом порог на входе в помещение для голосования был 13 см. На другом подобном участке при входе в помещение была ступенька высотой 23 см.

Все члены комиссии одеты в зеленые фартуки, в фартук вшит бейджик. Вроде мелочь, но зато всегда можно определить члена комиссии из присутствующих людей. Полиции и иным вооруженным людям в помещении для голосования находиться запрещено. Не видела я их и по близости. Приятно и то, что здесь совершенно спокойно можно припарковаться рядом со зданием, в котором проходит голосование.

Перед входом в помещение для голосования заранее вывешивают списки избирателей (основной, специальный и голосующих на дому), любой из них может прийти и проверить себя в списке, что очень удобно. Специальный список формируется как замена открепительным и закрывается за два дня до дня голосования. И не попавшему в списки проголосовать в день голосования никак невозможно.

В комиссии есть журнал учета, в который подробно вносят все происходящее: присутствующих в помещении, количество избирателей, бюллетеней, распределение обязанностей в комиссии и даже подмены и отлучки выдающих бюллетени. Здесь же формируется протокол, регистрируют и пишут жалобы.

vybory-v-gruzii-2016-10-08-dmanisi
Ящики для голосования: переносной и стационарный

Проголосовавшему на руке делают метку специальной краской, которая видна в ультрафиолетовых лучах. В дверях на входе в помещение для голосования стоит член комиссии со специальным фонариком — проверяет наличие метки. Если желающих голосовать много, то возникает очередь, но не внутри, а снаружи — пропускают не более 2-3 человек одновременно, чтобы внутри помещения не было толкотни.

На каждом из посещенных участков наблюдателей было не меньше 5 человек. Работают за деньги, для них это существенный заработок. У местных наблюдателей красные бейджики, у международных — сиреневые, у представителей СМИ — голубые. Поэтому всегда можно определить издалека, кто есть кто.

Списки избирателей выглядят необычно для нас: они с фотографиями, с двух сторон напечатаны, в алфавитном порядке пофамильно, не прошит, а скреплен скобой, фамилия продублирована в конце строки и развернута к избирателю.

Когда член комиссии находит избирателя в списке, он прикладывает специальный трафарет с прорезью, чтобы избиратель мог расписаться только внутри нужной ячейки. После него сам ставит свою подпись и метит избирателю спреем с краской большой палец. Потом выдает бюллетени. Бюллетени сброшюрованы и скреплены в пачки по 50 штук, с номерным отрывным талоном. Поэтому до голосования и при выдаче их не считают, а неиспользованные считать очень легко. Бюллетени подписываются членом комиссии и пропечатываются непосредственно при выдаче.

Имя и данные первого избирателя регистрируются в журнале учета. При открытии помещения для голосования одна избирательница очень хотела проголосовать первой, а в итоге так волновалась, что опустила в ящик для голосования бюллетени без конверта. У ящика для голосования расположен стол со специальными конвертами. Бюллетени в ящике без конверта признаются недействительными. В журнале ее имя останется, а вот ее голос никому не достанется. Если в конверте окажется более одного комплекта бюллетеней, то такие бюллетени тоже признают недействительными. Щель в ящик постоянно прикрыта листком бумаги. Рядом дежурит член комиссии, который открывает ее для каждого избирателя, заодно напоминая ему убрать бюллетени в конверт.

В районах компактного проживания национальных меньшинств (азербайджанцы, армяне) информационные плакаты в комиссиях и агитационные листовки делаются на двух языках. Мы были в комиссиях, где разговаривают больше на азербайджанском и русском (а не грузинском). Кстати, в Грузии нет дня тишины, и в день выборов агитация запрещена только в помещении для голосования.

На некоторых посещенных нами участках явка на 12.00 составила 20—25%, что характерно для сельского района: после этого люди идут на работу. На участке, где мы были на подсчете, было всего 120 избирателей в списке, из них проголосовало 102 человека. Сама комната, в которой была расположена комиссия, была очень маленькой, скажем, не более 15 квадратных метров. Присутствующих было 23 человека. Плюс шкаф, кабинка, ящик для голосования, диван и три стола со стульями.

По закону комиссия перед подсчетом выбирает жеребьевкой трех счетчиков. И наблюдатели выдвигают двоих для наблюдения в непосредственной близости от счетчиков. Несмотря на то, что на нашем участке оглушительную победу одержал одномандатник от партии власти, в некоторых округах состоится второй тур.

Фото: Юлия Успенская