Конституционный референдум и особенности избирательных процедур в Армении

На 6 декабря 2015  года в Республике Армения был назначен референдум по конституционным реформам, и я заранее отправил в МИД Армении заявку на аккредитацию как журналист издания «Наблюдатели Петербурга». Мне было интересно посмотреть не только на организацию референдума, но и на то, как проходят местные выборы, потому что именно они — основа демократии.

Прилетев в Ереван, я выяснил, что сравнительно недалеко от столицы, в горном поселении Аршалуйс одновременно с референдумом проходят и выборы главы, и утром 6 декабря отправился туда. Зарегистрировался я на двух соседних участках и старался в течение дня не выпускать из виду все, что происходило на обоих. Между собой член комиссии разговаривали по-армянски, а со мной — по-русски, были открыты и доброжелательны и готовы ответить на любые мои вопросы.

В Армении участковые избирательные комиссии официально начинают работу в 7:00, а участки открываются в 8:00. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Армения, до открытия участка происходит жеребьевка между членами комиссии о распределении обязанностей в день голосования, далее в течение дня голосования через каждые два часа члены комиссии вновь меняются ролями.

Еще одна непривычная для нас особенность выборов — обязательное наличие копии списка избирателей, с указанием фамилий и адресов, прямо на щитах перед участком или на окнах, чтобы каждый избиратель мог найти себя в списке и удостовериться, что нет никакой ошибки.

В день голосования в Армении открыты все паспортные столы (только они имеют право принимать решение о внесении изменений в избирательные документы), и в случае обнаружения расхождений со списком сотрудники паспортных столов оперативно вносят изменения… в паспорт избирателя!

Так что защита персональных данных — это последнее, что интересует избирателей и членов комиссий в Армении; нам, россиянам, такой подход, безусловно, в новинку.

В помещениях для голосования очень холодно, для отопления используются буржуйки. Примерно такое же отопление в школах и детских садиках.

Бюллетени в Армении такие же, как и в Украине: с отрывным корешком и индивидуальным номером на корешке. По таким номерам очень удобно считать явку: достаточно посмотреть на первый и последний номера на корешках.

Помимо привычных для нас кабинок для заполнения бюллетеней тайна голосования в Армении защищена дополнительно: вместе с бюллетенем избирателю выдается конверт, который тот самостоятельно заклеивает.

Интересно, что в квадратиках напротив фамилий кандидатов или с ответами «Да» или «Нет» можно ставить только галочки, иные знаки не допускаются, чтобы, опять-таки, защитить тайну голосования. Поскольку многие избиратели ошибаются и ставят крестики и прочие знаки, то процент недействительных бюллетеней в Армении довольно высок.

Чтобы исключить повторное голосование, член комиссии обязан поставить в паспорт проголосовавшему избирателю печать особыми чернилами, которые исчезают через 12 часов.

Если учесть, что явка на выборах в Армении традиционно велика, а член комиссии обязан выполнить массу последовательных действий — проверить, нет ли печати в паспорте, найти избирателя в двух списках и выдать ему два конверта и два бюллетеня, открыть задвижку стационарной урны, потом закрыть ее, поставить избирателю печать в паспорт, — становится понятным, почему на избирательных участках очереди, а мой первый участок закрылся ровно в 20:00, а подсчет начался в 20:43, потому что не все еще успели проголосовать.

На дому традиционно никто не голосует, все стараются прийти сами на избирательный участок, кому трудно, тем помогают, привозят их на участок и потом сопровождают. Интересно, что в отдельный список вносятся помощники — те, кого пожилые избиратели, не способные сами заполнить бюллетень, просят сделать это за них. К 17:00 в этом списке было уже 27 человек.

На участке висит плакат с описанием последовательности всех действий при подсчете голосов, своего рода шпаргалка для членов комиссии. Они читают плакат и ведут подсчет строго в соответствии с описанной там процедурой.

Подсчет в целом похож на наш, если не считать отдельного подсчета корешков от бюллетеней, отличается и способ погашения неиспользованных бюллетеней: их нижний край надрезают посередине.

После подсчета все избирательные документы упаковываются в пластиковые сейф-пакеты и отвозятся в территориальные комиссии.

Я попросил, чтобы мне выдали сводную ведомость итогов голосования. На тех двух участках Аршалуйса — 20/43 и 20/44, где я постоянно присутствовал в качестве представителя издания «Наблюдатели Петербурга», результаты референдума почему-то оказались резко отличающимися от результатов остальных участков этого округа.

Фото: Дмитрий Наумов