Сравнение избирательных процедур России и Беларуси

Мы решили сравнить избирательные процедуры Беларуси и России на предмет открытости и четкости. В Беларуси действует Избирательный кодекс Республики Беларусь, который регулирует голосование на выборах всех уровней. В России сравнимым законом является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Сравнение мы дополнили собственными наблюдениями, сделанными на выборах Президента Республики Беларусь 11 октября 2015 года.

Назначение выборов

В Беларуси выборы всех уровней, кроме президентских, очередные и внеочередные, назначает президент: выборы в Палату представителей, в Совет Республики, в местные Советы депутатов. Также только президент имеет право назначать республиканский референдум.

В России выборы всех уровней назначаются представительными органами соответствующего уровня, ни президент, ни органы исполнительной власти не принимают участия в решении о назначении выборов.

Избирательные комиссии

Избирательные комиссии (за исключением Центральной комиссии, которая формируется президентом и парламентом Беларуси и действует 5 лет) формируются только на время выборов. Представители политических и общественных объединений составляют в них не менее ⅓ (а не ½, как в России), государственные служащие не могут составлять более ⅓ членов избирательных комиссий (а не ½, как в России).

В участковой избирательной комиссии может быть до 19 членов, а при необходимости численный состав комиссии может быть увеличен, в России максимальное число членов участковой избирательной комиссии — 13.

Составы избирательных комиссий в Беларуси утверждаются  советами депутатов и исполнительными комитетами соответствующего уровня, на совместном заседании. То есть назначают членов комиссий всех уровней ровно те же самые люди, кого и предполагается в дальнейшем избирать, — немного напоминает предприятие непрерывного цикла. В России составы избирательных комиссий, кроме самых «верхних», утверждаются решениями вышестоящих избирательных комиссий.

Списки избирателей

В избирательном кодексе Беларуси отсутствует отдельная глава про списки избирателей, не указано никаких требований к их оформлению. На практике же список избирателей представляет собой папки-скоросшиватели с отпечатанными на листах формата А4 таблицами, имеющими  пустые столбики для подписи избирателя и для обозначения вида голосования. Что существенно, список избирателей имеет сквозную нумерацию (как каждый лист списка, так и общий список, разбитый на отдельные листы), что делает невозможным вкладывание новых листов в список и дописывание новых избирателей никуда кроме дополнительного списка.

Права наблюдателей

Стать наблюдателем на выборах в Беларуси намного проще, чем в России. Правом направления наблюдателей обладают не только политические партии, но и другие общественные объединения и даже трудовые коллективы. А если у наблюдателя нет подходящего общественного или политического объединения, то можно собрать 10 подписей жителей участка и выдвинуться самостоятельно. Также правом присутствия на участке с целью контроля обладают действующие депутаты.

Однако полномочий у наблюдателей Беларуси существенно меньше: комиссия не обязана выдавать им копию итогового протокола, также в законе не прописана возможность знакомиться со списками избирателей.

Напротив, в избирательном кодексе Беларуси написано, что «наблюдатель не вправе находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования, а также — вести опросы избирателей». Учитывая, что в сегодняшней политической ситуации все комиссии, особенно в Минске были предупреждены о необходимости идти навстречу иностранным журналистам и международным организациям и отношение к нам было намного более либеральным, нежели к белорусским наблюдателям, то некоторым из журналистов «Наблюдателей Петербурга» удалось находиться довольно близко к столу, но национальные наблюдатели могли находиться лишь в специально отведенных местах, далеко от столов. Эту же проблему фиксирует коалиция «Правозащитники за свободные выборы»: несмотря на достаточно простую процедуру доступа наблюдателей на участки, возможности у наблюдателей для фиксации нарушений или оценке процедуры практически отсутствует.

Досрочное голосование

Очень сильно отличаются процедуры досрочного голосования. Например, в соответствии с избирательным кодексом, на время прерывания голосования (а оно проводится в Беларуси 5 дней на участках каждый день с перерывом на обед) председатель или его зам должен «заклеивать щель листом бумаги». По сообщениям коалиции «Правозащитники за свободные выборы», были случаи «заклеивания» с помощью пластилина и другими средствами, с помощью которых невозможно определить отсутствие следов отклеивания.

Ежедневно председатель или заместитель председателя участковой комиссии составляет протокол, в котором указываются число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число граждан, получивших бюллетени для голосования. Такой протокол должен вывешиваться для ознакомления.

Выездное голосование

Также существенна разница в законах при проведении выездного голосования. Так, заявления на надомное голосование можно подавать не позднее, чем за 2 часа до окончания голосования то есть до 18:00, тогда как в России только до 14:00. Традиционно заявок на надомное голосование в Беларуси подается очень много, по 200—300 на каждом избирательном участке.

По избирательному кодексу Беларуси, члены комиссии, которые едут на выездное голосование, могут взять ровно столько бюллетеней, сколько есть в списке заявок («вкладном листе в список избирателей») , и должны за эти бюллетени расписаться. Однако журналист «Наблюдателей Петербурга» на участке № 18 Первомайского района Минска три раза ходила на выездное голосование. В первый раз на 22 заявки взяли 30 бюллетеней, во второй — на 7 заявок взяли 15 бюллетеней, в третий — на 6 взяли 8. Комиссии заходили в квартиры, куда их не приглашали, а также предлагали проголосовать людям по дороге.

Никаких актов по окончании каждого выхода группы выездного голосования не составляется, более того, переносной ящик за день голосования заполняется бюллетенями многократно, каждый раз по новому реестру, составленному секретарем комиссии. Что значительно упрощает работу выездной комиссии, так это отсутствие отдельных заявлений на надомное голосование и заявлений на выдачу бюллетеня избирателю: оба этих заявления заменяет простая подпись избирателя во вкладном листе. Но работающая в течение всего дня голосования «карусель» из трех переносных ящиков с постоянно обновляющимися вкладными листами делает строгий учет избирателей, проголосовавших на дому, практически невозможным.

Коалиция «Правозащитники за свободные выборы» также фиксируют выездное голосование как наиболее потенциально опасное для возможных фальсификаций.

Голосование в помещении для голосования

При голосовании в помещении для голосования также есть свои особенности. Например, в Беларуси возможны не только кабинки, но и комнаты для тайного голосования. Одну такую комнату видел журналист «Наблюдателей Петербурга» на участке № 48 Ленинского района Минска.

По избирательному кодексу Беларуси, бюллетень выдается избирателю, включенному в список, при предъявлении паспорта, либо военного билета, либо служебного удостоверения государственного служащего, либо водительского удостоверения, либо пенсионного удостоверения, либо студенческого билета. В России голосуют только при предъявлении паспорта, где указана регистрация.

На участках для голосования, образованных в воинских частях, санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, участковые комиссии могут объявить голосование законченным и ранее 20 часов, если проголосовали все избиратели, участники референдума, включенные в список. Так, на участке 25 Октябрьского района Минска (11-я Городская клиническая больница) голосование завершилось в 13:00. Журналист «Наблюдателей Петербурга» отмечала особую активность  комиссии по поиску избирателей, чтобы количество проголосовавших оказалось равным числу избирателей в списке, с помощью выездного голосования по больнице.

В Беларуси существенно отличается работа милиции в день голосования: милиционеры присутствуют в здании, где проводится голосование, но находятся в отдельных закрытых помещениях, так что ни члены комиссии, ни избиратели их вообще не видят. У председатели комиссии есть «тревожная кнопка» для связи с милицией, но в действии ее никто из наблюдателей не видел. В России полицейские традиционно находятся прямо на участке, часто даже непосредственно в помещении для голосования, что, конечно же, создает совсем другую атмосферу во время голосования.

Подсчет голосов

Интересно, что, по избирательному кодексу Беларуси, в обязательном порядке подводятся отдельные итоги по каждому из трех видов голосования: досрочному, надомному и голосованию в помещении; бюллетени из каждого вида ящиков пересчитываются и сортируются по отдельности.

Но самое главное отличие процедуры подсчета голосов заключается в том, что в избирательном кодексе Беларуси отсутствует обязанность членов комиссии демонстрировать бюллетени с проставленными галочками для обзора наблюдателям и обязанность председателя оглашать отдельные этапы подсчета: оглашаются только итоговые цифры. В Кодексе также отсутствует требование заполнения увеличенной формы протокола или какого-либо ее аналога, что делает процедуру подсчета абсолютно непрозрачной и неподдающейся контролю. Это отмечают и журналисты «Наблюдателей Петербурга», и белорусские независимые наблюдатели, которые уже не первый год борются за прозрачность процедуры подсчета.

Текст и наблюдения: Галина Культиасова, Александра Крыленкова, Ольга Хапова, Наталья Романченко, Мария Дубкова, Дмитрий Наумов.