Один день досрочного голосования во всеволожской ТИК
7 сентября 2015 года я выехал для наблюдения за досрочным голосованием во Всеволожский район Ленинградской области. В это время помещении ТИК Всеволожского района проходило голосование на губернаторских выборах, на выборах муниципальных депутатов в городе Всеволожске, Щегловскоем сельском поселении и на референдуме о вопросу преобразования муниципального образования «Заневское сельское поселение».
Информационная табличка ТИК на фасаде здания администрации не размещена. Перед началом работы избирательной комиссии, у входа в здание администрации, образовалось скопление избирателей, желающих проголосовать досрочно. После 16:00, когда избирательная комиссия начала свою работу, по распоряжению начальника отдела администрации по организационной работе и взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления Ирины Илавской, охрана администрации запустила избирателей внутрь здания. В здании администрации у контрольно-пропускного пункта охранники администрации несколько минут проверяли мой паспорт и редакционное задание, затем, после непродолжительных раздумий, приняли решение меня пропустить. При этом документы избирателей, пришедших проголосовать досрочно, охранниками администрации не проверялись.
Перед входом в помещение для голосования образовалось очередь избирателей через весь коридор. В помещении для голосования также начала скапливаться очередь. Затем заместитель председателя избирательной комиссии попросил избирателей выйти из помещения для голосования в коридор, после чего поток избирателей принялся регулировать охранник администрации, находясь в помещении для голосования. В реестр присутствующих в помещении для голосования охранник администрации не вносился.
В помещении для голосования имелись кабинки для тайного голосования и сейф (железный ящик) для хранения документов избирательной комиссии. Члены комиссии с правом решающего голоса располагались за столом без удостоверений и табличек, позволяющих их идентифицировать. Информационный стенд в помещении для голосования отсутствовал. По стенам помещения для голосования расклеены образцы заполненных избирательных бюллетеней, информационные плакаты обо всех кандидатах, внесённых в бюллетени. Перед входом в помещение для голосования и в самом помещении для голосования отсутствовала краткая справочная информация с указанием уважительных причин, при наличии которых избиратель вправе проголосовать досрочно, не размещены извлечения из уголовного кодекса, кодекса об административных правонарушениях, касающиеся ответственности за нарушение законодательства о выборах.
Подавляющее большинство избирателей приходили с заранее заполненными заявлениями. Некоторые избиратели приходили в рабочей форме. Часть избирателей, приходивших без заполненных заявлений, интересовались у членов избирательной комиссии, какую уважительную причину им нужно указать в заявлении. Члены комиссии подсказывали избирателям следующие уважительные причины: «отпуск», «состояние здоровья», «уезжаю в санаторий», «уход за ребёнком в Петропавловске-Камчатском», «общественная деятельность», «суточные дежурства». Причину можно было указывать любую без предъявления каких-либо подтверждающих документов.
Один избиратель пришёл голосовать, являясь зарегистрированным в Кировском районе. Сказал, что голосовать его направило начальство. Комиссия не разрешила избирателю проголосовать, направив его в избирательную комиссию по месту своей регистрации. Сотрудница управления архитектуры приводила проголосовать еле передвигающуюся бабушку лет 70. Причину, по которой у бабушки нет возможности проголосовать в на дому в единый день голосования, выяснить не удалось.
Почти всегда конверт для упаковывания бюллетеня избирателю не выдавался, а был в руках члена комиссии. Избиратель вкладывал бюллетень в конверт, а член комиссии его заклеивал. Подписи двух членов комиссии и печать на конверте ставились сразу же после его заклеивания. Печать избирательной комиссии на бюллетенях и конвертах проставлялись сотрудницей администрации Ириной Илавской. Около 17:30 основной поток избирателей закончился и печатью избирательной комиссии стали пользоваться члены избирательной комиссии. В остальном ничего подозрительного в процедуре голосования избирателей замечено не было.
В ходе освещения выборов в ТИК Всеволожского района Ленинградской области отсутствовали препятствия в перемещении по зданию администрации, в проведении фото- и видеосъемки. Удалось сфотографировать информационные материалы и само помещение для голосования. Однако, были некоторые ограничения в нахождении в помещении для голосования: председатель избирательной комиссии Виктор Цветков запретил находиться с телефоном и фотоаппаратом на расстоянии менее 2-х метров от стола избирательной комиссии. Основанием для запрета являлось наличие списков избирателей на столе избирательной комиссии. При этом ни в данный момент, ни ранее с данного расстояния мной не производилась фото- и видеосъёмка.
Фото: Евгений Прокопенко.