Выборы в Волошово: вне партийной конкуренции
Волошово — небольшой поселок в Лужском районе Ленинградской области, центр Волошевского сельского поселения. В состав поселения входит еще 16 деревень, разбросанных на площади 817 км². В 2017 году здесь проживало 1383 человека, большинство из которых — в самом поселке Волошово. От Луги Волошово отделяет дорога длиной 75 километров.
На территории всего Волошовского сельского поселения, в границах единственного избирательного округа, образован один избирательный участок № 709. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования и окружной избирательной комиссии возлагаются на Территориальную избирательную комиссию Лужского района (ТИК).
Совет депутатов Волошовского сельского поселения третьего созыва был избран на выборах 14 сентября 2014 года. Тогда были избраны 5 депутатов, выдвинутых ВПП «Единая Россия», 3 депутата от ЛДПР, 1 депутат от КПРФ, и сразу отказавшийся от мандата в пользу работы в Лужском городском совете самовыдвиженец. На состоявшихся в 2015 году дополнительных выборах в Совет была избрана Галина Тирон, получившая 52,7% голосов, а в 2016 году состав Совета покинул ставший депутатом Законодательного Собрания Ленинградской области коммунист Евгений Тирон.
Как объяснил знающий житель Лужского района, осуществление публичных полномочий споткнулось о межличностные отношения в среде депутатов. Ни к чему хорошему это не привело: возникали сложности с утверждением местного бюджета, не удавалось принять участие в программах, предусматривающих софинансирование из средств бюджета Ленинградской области, с трудом решались другие вопросы местного значения.
Закончилось все тем, что 1 февраля 2018 года пять депутатов муниципального совета подали заявления о сложении своих полномочий. А 2 марта Галина Тирон, один из сложивших полномочия депутатов, обратилась в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава Совета депутатов Волошовского сельского поселения, что нарушает право заявителя на осуществление местного самоуправления. Областной суд удовлетворил иск 20 апреля. 29 мая решение вступило в законную силу, в результате чего возникли основания для назначения досрочных выборов депутатов Совета депутатов. Выборы были назначены на единый день голосования 9 сентября 2018 года решением ТИК Лужского района.
Такова предыстория.
Избирательное законодательство в ряде случаев ограничивает пассивное избирательное право тех лиц, чьи действия привели к назначению досрочных выборов, в том числе выборов в органы местного самоуправления. Однако на депутатов Совета депутатов третьего созыва, направивших заявления о прекращении своих полномочий, такие ограничения не распространяются. Они смогли выдвинуть свои кандидатуры и победить на досрочных выборах.
Накануне дня голосования
До поселка Волошово я добрался в субботу с некоторым опозданием, к 14:00. Помещение для голосования располагалось в местном Доме культуры «Селяночка». Я успел познакомиться с председателем и секретарем УИК, но не стал их задерживать — работа комиссии уже заканчивалась, все необходимые действия были осуществлены.
Помещение для голосования было полностью подготовлено и соответствовало требованиям закона. На информационном стенде в холле перед помещением для голосования кроме сведений о кандидатах были размещены решения участковой избирательной комиссии (в том числе решения о приостановлении полномочий двух членов УИК, находившихся в служебной зависимости от кандидатов), сведения о составе УИК, правила голосования с использованием КОИБ, информация об административной и уголовной ответственности за нарушения избирательного законодательства. В кабинках для голосования оборудовано освещение, в одной из кабинок находилось увеличительное стекло. Стулья для наблюдателей были установлены таким образом, что обеспечивался обзор мест выдачи избирательных бюллетеней избирателям.
Поскольку в округе избиралось 10 депутатов, избирателям предстояло поставить от одной до десяти отметок в избирательном бюллетене. На информационном стенде был размещен образец заполнения избирательных бюллетеней, но он, скорее, мог ввести в заблуждение, нежели помочь правильно заполнить бюллетень.
Я обратил внимание председателя УИК Ларисы Логиновой на листовку, похожую на агитационную, которая была кем-то вывешена рядом со входом в здание Дома культуры — листовку сразу сняли.
Позднее, гуляя по поселку, я встретил еще несколько таких же листовок. Листовки имели агитационное содержание — содержали призыв «Голосуйте за нашу команду» и фотографии кандидатов, причем имена кандидатов из «команды» указаны не были. Присмотревшись я заметил, что листовки не содержат обязательных выходных данных — сведениях о кандидате, типографии, тираже, оплате из средств избирательного фонда. Отсутствие этой информации — однозначный признак того, что агитационный материал изготовлен и распространяется незаконно.
В 16:27 информация о незаконной агитации и фотографии размещенных в Волошово материалов была направлена в Ленинградскую областную избирательную комиссию (сделать это удалось лишь выехав из поселка – мобильная связь в Волошово и окрестностях работала очень плохо!). Позднее мне стало известно, что реакция последовала незамедлительно: в Волошово из Луги отправился член ТИК, агитационные материалы были сняты. ТИК обратилась в правоохранительные органы. В 19:55 Леноблизбирком разместил в группе «Выборы в Ленинградской области» сообщение о принятых комиссиями мерах.
Сегодня в Леноблизбирком поступила информация о том, что в Волошовском сельском поселении размещены предвыборные агитационные материалы, не соответствующие требования законодательства. Леноблизбирком оперативно поручил территориальной избирательной комиссии Лужского муниципального района проверить информацию и в случае подтверждения принять соответствующие меры, что в настоящее время и было сделано. Агитационные материалы сняты. ТИК Лужского муниципального района обратилась в правоохранительные органы.
Напоминаем, что все печатные агитационные материалы должны соответствовать требованиям статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», за нарушение данного требования указанного Федерального закона предусмотрена административная ответственность (статья 5.12 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 49 Федерального закона агитация в день предшествующий дню голосования и в день голосования ЗАПРЕЩЕНА. За нарушение данной нормы Федерального закона предусматривается административная ответственность (статья 5.10 КоАП РФ).
До начала голосования
К семи часам утра площадь перед Домом культуры была заполнена автомобилями и людьми. За Домом культуры обосновался микроавтобус полиции. Примерно за 20—25 минут УИК провела предусмотренную инструкцией проверку комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2017). Перед началом голосования накопители бюллетеней КОИБ, резервный стационарный ящик для голосования, переносные ящики для голосования были продемонстрированы присутствующим и опечатаны номерными пластиковыми пломбами.
К началу голосования в помещении для голосования зарегистрировались и присутствовали заместитель председателя избирательной комиссии Ленинградской области Иван Макаров, заместитель председателя ТИК Наталья Полярус, наблюдатель от общественной палаты, несколько наблюдателей от кандидатов.
Председатель УИК огласила количество избирателей, включенных в список избирателей — их число составило 1015 и не изменилось к окончанию голосования.
Присутствовавшим были предъявлены конверты с избирательными бюллетенями проголосовавших досрочно — таких избирателей оказалось семь. Один избиратель проголосовал досрочно в ТИК. Поскольку количество избирателей, проголосовавших досрочно, составило менее 1 % избирателей, бюллетени досрочно голосовавших избирателей печатью комиссии не отмечались и после голосования отдельно не подсчитывались.
Сразу после начала голосования конверты были предъявлены, вскрыты, бюллетени досрочно проголосовавших избирателей введены в КОИБ.
К началу голосования в участковую комиссию поступило 96 обращений о голосовании вне помещения для голосования. Председатель Лариса Логинова сообщила, что три группы, организующие голосование «на дому» отправятся в 8:30. Группы направились по трем различным направлениям от центра поселения.
Голосование вне помещения для голосования
Вместе с членом УИК Ольгой Власовой, двумя наблюдателями и сотрудником полиции мы направились в наиболее отдаленную (34 километра по грунтовой дороге) часть Волошовского поселения — в деревни Елемно, Антоновка, Большие Сабицы. Со слов Ольги Власовой, в реестр голосующих здесь было включено 23 избирателя.
В деревне Елемно проголосовал один из старейших избирателей поселения — 84-летний Эйнар Янович и его сын. Избиратели, голосующие дома, часто высказывают свои пожелания, жалобы избирательной комиссии. Если Эйнар Янович был озабочен отсутствием освещения на улице, и не видел хоть какого-то продвижения в этом вопросе, то его сын обратил внимание на недостатки информационной и агитационной работы со стороны кандидатов. «Провели бы собрание, встречу с кандидатами?»
Избирателя в Антоновке мы не застали и направились в сравнительно населенную деревню Большие Сабицы. Судя по реакции избирателей, обычным делом здесь было проведение выездного голосования в клубе, но в этот раз каждого избирателя посетили на дому. (Надеюсь, это не было вызвано моим присутствием?)
В Больших Сабицах найти избирателей нам помогала Татьяна Николаевна, староста деревни. Без нее найти дома избирателей было бы непросто!
Почти всех избирателей удивлял размер группы, проводившей голосование. Некоторые пугались присутствия сотрудника полиции в форме, или даже возмущались необходимостью голосовать «под надзором полиции». Тем не менее, голосование прошло организованно, без нарушений. Ольга Власова, присутствующие наблюдатели хранили «обет молчания» и отказывались отвечать на вопросы о кандидатах или предоставлять избирателям информацию, если это хотя бы косвенно могло повлиять на их свободное волеизъявление. Наблюдатели пресекали «незаконную агитацию» – вспыхивающие иногда обсуждения кандидатов с домочадцами избирателей.
Избиратели голосовали самостоятельно, в основном принимая решение по кандидатурам без использования «шпаргалок», листовок, «календариков». Лишь у одного избирателя я заметил буклет, призывавший голосовать за команду из 10 кандидатов. Учитывая что ни «Единая Россия», ни ЛДПР не выдвинули по 10 кандидатов, а избирательное законодательство содержит запрет на создание совместных агитационных материалов кандидатами, выдвинутыми разными партиями, такая листовка вряд ли могла распространяться на законных основаниях.
Член ТИК Светлана Лапина позднее пояснила мне, что многие кандидаты воспользовались возможностью создавать избирательные фонды без открытия избирательного счета в отделении Сбербанка РФ. Кандидат в этом случае вправе расходовать на свою избирательную кампанию средства в размере не превышающем 5000 рублей. Этого, очевидно, недостаточно для проведения полноценной агитационной кампании. В результате кандидаты, объединяясь в команды, предпочитали изготавливать нелегальные агитационные печатные материалы, не только финансируя их минуя избирательный фонд, но и допуская иные нарушения законодательства.
Голосование в помещении для голосования
День голосования проходил очень спокойно. Избиратели подходили в течение всего дня голосования. Лишь иногда возникало затишье. Каких-то признаков несвободного, организованного, подконтрольного голосования, иного влияния на избирателей не наблюдалось.
Список избирателей был разделен на три книги – бюллетени выдавали три члена УИК. Члены избирательной комиссии зачастую узнавали приходящих избирателей и сразу подсказывали, у кого они могут получить избирательный бюллетень. Комиссия следила за соблюдением тайны голосования, не допуская одновременного нахождения в кабинке нескольких избирателей, консультаций избирателей друг с другом.
Днем около Дома культуры проходил концерт творческих коллективов из Луги. Как мне показалось, этот концерт не оказал особого влияния на активность избирателей, которая для местных выборов была довольно высокой — всего проголосовало более 40% избирателей.
Подсчет голосов избирателей
Предварительный подсчет по страницам списка избирателей был начат еще до окончания голосования — эта привычка неистребима! В 20:00 электронный голос КОИБ грозно проинформировал присутствующих об окончании времени голосования, и члены комиссии с правом решающего голоса приступили к установлению итогов голосования. В помещении для голосования к этому времени присутствовал лишь журналист «Наблюдателей Петербурга» и наблюдатель, направленный общественной палатой Ленинградской области. Как мне показалось, зарегистрировавшиеся утром наблюдатели были направлены только для проведения голосования вне помещения для голосования одним членом УИК. Во всяком случае, при подсчете голосов избирателей они не присутствовали.
Видимо комиссия очень торопилась установить итоги голосования побыстрее, и это приводило не только к формальным нарушениям порядка подсчета голосов, но и невозможностью стороннего наблюдателя уследить за ходом работы комиссии. Получив примерно через час после начала подсчета копию протокола об итогах голосования, я остался лишь с уверенностью в том, что они отражали действительное волеизъявление избирателей, но без убежденности в этом.
Перед погашением был произведен подсчет только остатков избирательных бюллетеней, ранее переданных членам комиссии для выдачи избирателям. Подсчет остальных бюллетеней не производился, при этом количество неиспользованных избирательных бюллетеней было оглашено. Отсутствие подсчета не позволило убедиться в том, что бюллетени не были утрачены комиссией: поскольку количество выданных бюллетеней было известно по учетной «шахматке» выданных бюллетеней (и, возможно, по результатам предварительно проведенного подсчета по спискам избирателей), и могло быть сопоставлено с количеством введенных в КОИБ бюллетеней, «правильное» (ожидаемое) число неиспользованных избирательных бюллетеней было известно заранее.
Гласного подсчета по спискам избирателей не проводилось: не было возможности хотя бы выборочно наблюдать за подсчетом по листам книг, не оглашались итоги по каждой книге списка — присутствующим объявили лишь итоговые результаты.
Увеличенная форма протокола заполнялась своевременно, по мере установления комиссией результатов.
После окончания работы со списком избирателей он не был убран в сейф или шкаф, как формально предписывает закон. В то же время, список избирателей был сложен, лежал на столе и постоянно находился в поле видимости присутствующих, никакие действия с ним не осуществлялись.
Заявления избирателей, голосовавших вне помещения для голосования, не пересчитывались. Акты о проведении голосования вне помещения для голосования не оглашались. Подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика осуществлялся «про себя», что фактически исключало возможность присутствующих проследить за подсчетом бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков и убедиться в его правильности. Пересчет бюллетеней, находящихся в следующих ящиках, осуществлялся одновременно со вводом уже подсчитанных бюллетеней в КОИБ.
После ввода в КОИБ необходимых для подготовки протокола данных, был распечатан с помощью КОИБ экземпляр 1 и 2 протокола об итогах голосования, который был подписан членами комиссии. Однако итоговое заседание УИК проведено не было. Проведение заседания – это своего рода ритуал, который может казаться излишним и ненужным, но с осуществлением которого закон связывает наступление юридических последствий. Протокол об итогах голосования – это лишь форма решения избирательной комиссии, которое может быть принято только на заседании комиссии.
Насколько мне известно, жалобы о нарушении избирательных прав, заявления о нарушении избирательного законодательства до подписания протокола в УИК не поступали.
Экземпляр № 2 протокола об итогах голосования для ознакомления присутствующих представлен не был.
После получения копии экземпляра № 1 протокола об итогах голосования я покинул помещение для голосования избирательного участка № 910. Мне неизвестно, была ли вывешена для всеобщего обозрения заверенная копия экземпляра № 2 протокола об итогах голосования.
Установление результатов выборов
Результаты выборов устанавливались в Территориальной избирательной комиссии Лужского района, которая располагалась в городе Луга — в 67 километрах от Волошово. Меня беспрепятственно пропустили в помещение, в котором работала ТИК, зарегистрировали в качестве лица, присутствующего при установлении результатов выборов.
За разговором я пропустил момент передачи протокола УИК об итогах голосования и иной избирательной документации, но заметил, что сведения из протокола были внесены в увеличенную форму сводной таблицы.
Заседание ТИК продолжалось около 10 минут. Жалобы, заявления о нарушении избирательного законодательства при проведении выборов в ТИК не поступали. На заседании были единогласно установлены результаты голосования по округу и определены результаты выборов — названы 10 кандидатов-победителей. Избранные депутаты получили качественно больше голосов избирателей.
По результатам выборов в состав Совета депутатов четвертого созыва оказался избран 1 из 9 кандидатов, выдвинутых ЛДПР, 7 из 9 кандидатов, выдвинутых ВПП «Единая Россия» и двое самовыдвиженцев. Со значительным перевесом голосов избраны оказались те кандидаты, портреты которых были изображены на незаконном агитационном печатном материале, распространявшемся в поселке накануне дня голосования.
Фото и видео: Виктор Венгеров.