Как реагировать на незаконную агитацию?
Заседание территориальной избирательной комиссии № 6 Красносельского района Санкт-Петербурга 14 июля 2016 года, в повестке которого изначально было 14 вопросов, а впоследствии добавлено ещё 2, прошло достаточно быстро — всего за полчаса.
Вопросы касались обеспечения активного и пассивного избирательного права граждан, являющихся инвалидами, предоставления помещений кандидатам для проведения мероприятий с избирателями, распределения бюджетных средств, выделенных ТИК № 6, утверждения графика работы членов комиссии в июле. Комиссия заменила председателей УИК №№ 1093 и 1122 и члена УИК № 1105.
После исчерпания вопросов повестки член комиссии Андрей Горбунов, которого ранее уполномочили составлять протоколы об административных правонарушениях, поднял вопрос о незаконной агитации:
У нас уже началась предвыборная агитация, но не всегда на нашей территории именно. Не по 18-му округу, а по 6-й ТИК. Не всегда эта агитация законна, на мой взгляд. Я хочу обратить внимание, что на нашей территории, например, есть плакаты, которые не имеют никаких выходных данных, не оплачены из избирательного фонда. Нам нужно выработать какую-то позицию или будем ждать, когда будут скандалы?
Член ТИК Николай Панов предложил обращаться в правоохранительные органы:
Самодеятельность на сегодняшний день должна быть исключена для того, чтобы не попасть на соответствующие страницы прессы, что члены избирательной комиссии начали срывать плакаты. Должен быть выход, актирование, составление соответствующего протокола, вынесение его на рассмотрение в соответствующие структуры и принятие решения: ликвидировать это, убрать, стереть, помыть и так далее.
Андрей Горбунов поинтересовался, как комиссия должна реагировать на действия кандидатов, размещающих незаконную агитацию. Николай Панов ответил так:
Доказать умысел, что он это сделал, — это очень сложно. Должна быть доказана вина при любых действиях. Он может быть, например, в ходе судебного разбирательства, например, уповать: а это оппонирующая сторона, мои недруги, конкуренты это сделали, чтобы снять меня с дистанции. Поэтому, конечно, на усмотрение суда. Вы как член можете дождаться правоохранительных органов и должны быть вписаны в протокол, что с участием либо в присутствии члена избирательной комиссии, и не более того.
Ясность в вопрос попробовала внести председатель комиссии Дарья Майорова, приведя пример практики городской комиссии:
Вот Санкт-Петербургская избирательная комиссия. Я смотрю, у них несколько решений уже по данным вопросам было, к ним обращался руководитель аппарата политической партии о незаконной предвыборной агитации. Решение, которое они принимали — признать подложным анонимный агитационный материал и обратиться в ГУ МВД.
В итоге дискуссии члены комиссии пришли к тому, что в случае незаконной агитации необходимо напрямую обращаться в правоохранительные органы.
Хотя уполномоченные на то члены комиссии имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка ведения предвыборной агитации, судя по состоявшейся дискуссии, опыта и возможностей для этого у них зачастую недостаточно.
Фото и видео: Глеб Чипига.