УИК № 616: четыре бюллетеня — два протокола
28 сентября 2016 года состоялись заседания мирового суда участка № 71 по Кировскому району Санкт-Петербурга по делам журналиста «Фонтанки» Дениса Короткова, привлекаемого по статье 5.22 часть 2 Кодекса об административных правонарушениях (незаконное получение избирательного бюллетеня), и Натальи Машиной, привлекаемой по статье 5.22 часть 1 КоАП (незаконная выдача избирательного бюллетеня). Если сказать проще, то первого привлекают за то, что он взял бюллетени, которые не имел права брать, а вторая выдала бюллетени, выдавать которые не имела права.
Возникает несколько парадоксов: Денис Коротков не пытался проголосовать (поставить отметки в бюллетенях и опустить в ящик для голосования), а обратился к сотруднику полиции, между тем как в статье имеется формулировка «с целью проголосовать». А статья 5.22 часть 1 применяется к члену комиссии, которым Наталья Машина не только не являлась, но и являться не могла, будучи гражданкой Украины.
История стала широко известна благодаря статье «Фонтанки». Журналистское расследование выдачи бюллетеней нечленом комиссии гражданам, не зарегистрированным на территории данного участка, закончилось составлением протоколов об административном правонарушении в отношении Короткова и Машиной старшим лейтенантом полиции Смирновой и отразилось во множестве СМИ.
Заседания суда по их делам были назначены на 12:10 и 12:20, соответственно по Короткову и Машиной, и заранее стали резонансными. Поначалу, как это зачастую бывает, судья Виорика Сафрюк запретила фото- и видеосъёмку, но после просьбы дать определение суда на соответствующее заявление неожиданно согласилась на съемку «в связи с резонансностью дела».
Коротков защитника не имел, поэтому сам выдвинул ходатайство о вызове в суд инспектора УМВД по Кировскому району старшего лейтенанта Смирновой, составившей протокол, и Натальи Машиной, которая выдала бюллетени. После этого, не дожидаясь приглашения свидетеля, Коротков ходатайствовал о приобщении видеосъемки и исследовании её в ходе судебного заседания.
Наталья Машина неожиданно оказалась не блондинкой, как в материале «Фонтанки», и в ответ на вопросы Короткова рассказала о том, что является гражданкой Украины, что «уже плохо» помнит о событиях 18 сентября, узнаёт Дениса Короткова. Она признала, что, не являясь членом участковой избирательной комиссии, выдавала бюллетени избирателям по просьбе Натальи Лебедевой, секретаря УИК № 616 (знакома с ней ещё по Горловке), которая обратилась к ней с просьбой накануне и предложила денежное вознаграждение, размеры которого Машиной остались неизвестны.
Об обязанностях Машина сказала коротко: проверять паспорт, выдавать бюллетени. Выдачу бюллетеня жителю другого района объяснила своей ошибкой, предложение расписаться напротив фамилии «Шутов» также объяснила ошибкой. На вопрос, похожи ли фамилии Шутов и Коротков, ответила: «Чуть-чуть», на вопрос, похожи ли улица Софийская и бульвар Новаторов, ответила: «Нет». На вопрос, один раз она так ошиблась в тот день, ответила: «Да». Про наклейку «84» в паспорте сказала, что ей ничего про нее неизвестно.
На следующие вопросы Машина отвечала однообразно: «не знаю», «не помню», «не помню», «не помню». Потом рассказала, что, когда начался шум, убежала в туалет, о том, что ей было очень страшно, и о том, что её «оттуда достала милиция». Коротков предложил Машиной связаться с «Фонтанкой» в любое удобное для неё время.
После вопросов Короткова Машина ответила на вопросы судьи о том, как она оказалась на участке: «Наталья позвонила и предложила подработать». Судья спросила у Короткова, какие цифры были в паспорте. И снова спросила Машину, похожи ли фамилии Шутов и Коротков.
Коротков ходатайствовал о даче показаний и прекращении дела. Судья высказалась за то, чтобы допросить Смирнову. В связи с собственным отпуском судья отложила судебное заседание на 11 часов 20 октября. «Повесточку получите» — и все кроме работающих в суде вышли из зала.
И вскоре снова вошли уже на следующее заседание. Судья снова извинилась, что задержала начало заседания, спросила о месте жительства Машиной, её гражданстве (Украина) и наличии регистрации (есть). Машина также защитника не имела, о том, что такое ходатайство, не знает. Судья зачитала поступивший в суд протокол и спросила, признаёт ли Наталья Машина себя виновной, та ответила: «Ошиблась, значит, виновна». Судья спросила, является ли Машина членом комиссии, возникали ли у Машиной вопросы по протоколу, вызывает ли у Машиной вопросы фраза «выдача членом комиссии», Машина ответила, что исполняла обязанности. Судья решила, что «неясно, вызовем Смирнову, пусть она тоже разъяснит», и заседание было отложено на 19 октября. Почему им не были приглашены председатель и секретарь участковой избирательной комиссии № 616, с которыми только и общалась в комиссии Наталья Машина, осталось загадкой.
Остаётся множество вопросов, ответы на часть из которых мы, возможно, узнаем в октябре.
Фото: Татьяна Колесова. Видео: Дмитрий Наумов.