Белорусские выборы в Санкт-Петербурге
Участковая избирательная комиссия № 107 в отделении белорусского посольства в Санкт-Петербурге, которую я посетил в качестве представителя СМИ в день голосования на президентских выборах 11 октября 2015 года, состояла из 4 членов.
К 14:00 уже проголосовало 219 избирателей, а за предыдущие пять дней досрочного голосования — 236. На входе в консульство была очередь, которая держалась примерно до 18:00. Работал со списками избирателей и выдавал бюллетени секретарь избирательной комиссии.
Места для наблюдателей и представителей СМИ располагались за отдельным столом. На столе, за который нас посадили, лежали Конституция и Избирательный кодекс Республики Беларусь. Ящик для голосования и кабинки для голосования находились в коридоре, в поле зрения наблюдателей и журналистов, но достаточно далеко. Однако перемещаться по помещению для голосования не запрещалось, имелась возможность разместиться недалеко от ящика для голосования. Ящик с бюллетенями проголосовавших досрочно находился в другой комнате и не был виден. В помещении для голосования имелся стенд с информацией о кандидатах, а также стенд, на котором вывешивались решения и акты избирательной комиссии.
На столе для выдачи бюллетеней было два списка избирателей: основной и дополнительный, а также листы для ведения дополнительного списка, которые заполнялись по мере голосования избирателей. Список избирателей не был прошит, листы списков избирателей скреплялись канцелярскими принадлежностями, что допускается белорусским законодательством. По информации, предоставленной председателем избирательной комиссии, избирателей, находящихся на консульском учете, извещали о проведении выборов по телефону и с помощью писем; в основной список были включены только избиратели, изъявившие желание проголосовать; все остальные включались в дополнительный список по факту своего прибытия и предъявления белорусского паспорта.
При решении вопроса о включении избирателя в дополнительный список не всегда проходила проверка отсутствия избирателя в основном списке. По словам председателя избирательной комиссии, в этом нет необходимости, поскольку в основной список включены избиратели, находящиеся на консульском учёте и имеющие соответствующую отметку в паспорте. То есть отсутствие избирателя в основном списке можно было определить по паспорту. При этом не проверялось, что избиратель ранее не голосовал, например, досрочно.
Присутствовавшие в помещении международные наблюдатели от Межпарламентской ассамблеи СНГ подтвердили наличие возможности неоднократного голосования. В качестве мер противодействия такой возможности наблюдатели привели опыт Киргизии, где избиратели проходят идентификацию по отпечаткам пальцев, а внесение в список избирателей заканчивается за 15 дней до дня голосования, причем незарегистрировавшимся избирателям не предоставляется возможности проголосовать.
Некоторых представителей СМИ не допускали в помещение для голосования из-за отсутствия аккредитации МИД. При мне приходила съёмочная группа телеканала «Санкт-Петербург», имевшая аккредитацию.
В день голосования избирательной комиссией было вынесено 6 решений об изготовлении 500 дополнительных избирательных бюллетеней к 351 уже выданным. Международным наблюдателям и мне предоставлялась возможность посчитать бюллетени, удостоверившись в их количестве. Нами выявлен один лишний ошибочно напечатанный бюллетень, который был погашен избирательной комиссией с составлением соответствующего акта. В 17:00 председатель избирательной комиссии сообщил, что 878 избирателей включено в список избирателей, 681 избирательней проголосовало. В 19:10 члены комиссии начали подсчёт по дополнительному списку, а в 19:20 — по основному.
За 10 минут до окончания голосования в отделении посольства отключили электричество, и присутствующим пришлось зажечь фонарики и свечки. Комиссия вызвала электрика обслуживающей организации, после чего подача электричества в отделение посольства возобновилась. Всего электричества не было около 30 минут. В период отключения электричества мы с международными наблюдателями следили за списками избирателей и стационарным ящиком для голосования, нарушений избирательного законодательства замечено не было.
Около 20:20 избирательная комиссия, взяв стационарный ящик для голосования, избирательную документацию и пригласив наблюдателей и прессу, проследовала в помещение, в котором находился ящик для досрочного голосования, для подсчёта голосов. Председатель избирательной комиссии запретил мне вести видеосъёмку процесса подсчёта.
Избирательная комиссия подсчитала неиспользованные избирательные бюллетени в количестве 15 штук, а затем погасила с помощью измельчителя бумаги. Затем комиссия подсчитала количество избирателей, внесённых в основной список — 334 и дополнительный список — 690. После окончания работы со списками они были убраны в сторону.
Члены комиссии вскрыли ящик для досрочного голосования и разделили бюллетени на действительные и недействительные, посчитав их количество. Действительных бюллетеней было 234, недействительных — 2. Затем члены комиссии вскрыли пустой ящик выездного голосования и ящик с бюллетенями избирателей, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, с проведением аналогичной процедуры сортировки и подсчёта действительных и недействительных избирательных бюллетеней. По результатам подсчета получилось, что в день голосования проголосовало 597 человек. Далее комиссия провела подсчет голосов по каждому из кандидатов. Каждый из членов комиссии раскладывал бюллетени по соответствующим кандидатам, одновременно считая их количество, затем эти пачки складывались вместе и суммировались.
После подсчёта голосов избирательная комиссия составила итоговый протокол, копию которого выдали и мне, и международным наблюдателям. За время своего присутствия при голосовании и подсчета голосов, я не заметил нарушений процедуры, которые могли бы существенно исказить волеизъявление избирателей.
Фото: Евгений Прокопенко