Один день досрочного голосования в гатчинской ТИК
К зданию администрации Гатчинского района Ленинградской области, в котором располагается помещение территориальной избирательной комиссии, я приехал в 11:30 в первый день досрочного голосования 2 сентября 2015 года. Проблем с проходом в помещение для голосования не возникло.
Досрочное голосование на губернаторских выборах в ТИК Гатчинского района проходит сразу в двух помещениях, а проход в здание администрации осуществляется через три входа. До 12:00 избиратели входили через передний (главный) вход, после 12:00 на улице появились стрелочки «досрочное голосование», по которым избиратели входили через два задних входа. Один вход был для избирателей, зарегистрированных в городе Гатчина, второй — в Гатчинском районе. Соответственно, одно помещение для голосования избирателей из города Гатчина, второе — Гатчинского района. Около каждого входа стояли девушки, направляя избирателей к конкретному входу.
Внутри здания администрации, напротив каждого входа, находились девушки с ноутбуками, которые смотрели в программе номера избирательных участков избирателей, записывая их на заявления для голосования. Около помещений для голосования стоял мужчина и вызывал избирателей по номеру избирательного участка. Поэтому столпотворение было в коридоре, а не в помещении для голосования. Перед началом голосования организовалась очередь из примерно 15 сотрудников благоустройства, которым раздавались уже заполненные заявления для досрочного голосования. Меня допустили в помещение для голосования и зарегистрировали в 12:00. Члены избирательной комиссии в этот момент уже находились на своих местах, имели при себе избирательные бюллетени и бланки досрочно проголосовавших. Из-за позднего допуска в помещения для голосования не удалось увидеть процедуру выдачи дежурным членам комиссии избирательных бюллетеней под роспись в ведомости и бланков досрочно проголосовавших.
В помещениях для голосования отсутствовал сейф для хранения документов избирательной комиссии. Среди избирателей были военнослужащие, которые приходили несколькими группами. Командир отмечал в своём списке проголосовавших. После заклейки избирателями конвертов подпись второго члена комиссии и печать комиссии ставились не сразу, а через некоторое время. В остальном ничего подозрительного в процедуре голосования избирателей замечено не было.
Препятствия в фото- и видеосъемки отсутствовали. Однако были некоторые ограничения в нахождении и перемещении: председатель избирательной комиссии запретила стоять, ссылаясь на наличие «мест для наблюдателей». Трое сотрудников администрации, среди которых была управляющая делами администрации, запретили находиться в здании администрации вне помещения для голосования. Основанием для запрета являлось надуманное препятствие проходу граждан и отсутствие цели. По их словам, в администрации можно находиться только с определённой целью, а освещение организации и проведения выборов этой целью не является, так как выборы проводит избирательная комиссия, а не администрация.
Количество и способ доставки избирателей в ТИК учету не поддавался из-за позднего допуска в помещения для голосования, голосования в двух разных помещениях и запрета перемещения по территории администрации. В конце дня конверты общим числом около 500—800 штук комиссия упаковала в три коробки и унесла в сейф. После этого председателем избирательной комиссии сообщено о сдаче избирательных бюллетеней, заявлений, списков досрочно проголосовавших избирателей, и объявлено об окончании рабочего дня.
Отношение председателя избирательной комиссии было вежливое и доброжелательное.
Фото: Евгений Прокопенко